Возрастная группа от 2 до 3 лет
Возрастная группа от 2 до 3 лет.
Группа работает по примерно общеобразовательной программе
воспитание, развитие и обучение детей
младшего дошкольного возраста под редакцией
Л.А.Парамоновой.
Общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста под редакцией Л.А.Парамоновой названа «примерной», поскольку предполагает базисное содержание дошкольного образования. Программа рамочная, может быть использована для всех детских садов, независимо от вида и типа, а также будет полезна в целях воспитания и развития детей в семье. Оптимальное сочетание базового содержания с реализацией детскими садами особых приоритетеных направлений в своей деятельности позволяет грамотно выстраивать работу с детьми.
Основная цель программы
Разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет,
сохранение их психического и физического здоровья.
Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа
развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение
А.В.Запорожца об обогащении детского развития и взаимосвязи всех его сторон.
Все содержание представлено в форме задач, стоящих перед педагогом, которые предполагают
три вектора решения:
1. Непосредственные воспитывающие и обучающие воздействия педагога на детей;
2. Организация педагогом ситуаций, обеспечивающих развивающее взаимодействие
детей между собой;
3. Организация педагогом предметной среды, инициирующей детское
экспериментирование и постановку проблем.
К положительным моментам работы по Программе относятся: отход от жесткой
регламентации жизни детей, применение гибких режимов, разнообразных форм
организации обучения и воспитания с широким использованием детского
экспериментирования, коллективных работ, самостоятельный выбор детьми видов
деятельности и их средств.
Примерная программа имеет яркую воспитывающую направленность, содержание
которой представлено во всех разделах.
Программа состоит из четырех основных
взаимосвязанных блоков.
Первый блок - характеристика детей
четырех психологических возрастов
- Младенчество
- Ранний возраст
- Младший дошкольный возраст
- Старший дошкольный возраст
Второй блок - содержание обучения,
воспитания и развития детей семи возрастных групп детского сада
Здоровье и физическое развитие
- примерный режим дня
- гигиенические условия
- закаливание
- культурно-гигиенические навыки
- безопасность жизнедеятельности
- двигательная деятельность (занятие по физической культуре)
- подвижная игра
Социальное развитие
- социальная компетентность
- игра сюжетно-ролевая; досуговая игра
Познавательное развитие
- развитие речи и начал грамоты
- познание окружающего мира
- природа
- математические представления
- конструирование
- дидактическая игра
Эстетическое развитие
- художественная литература
- изобразительное искусство
- музыка
- театрализованная игра
Третий блок - интегральные показатели
развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического
возраста.
Четвертый блок - приложение к Программе:
- Обучение русскому как второму языку
- Списки рекомендуемых игр, литературных и музыкальных произведений по
возрастным группам
- Методическая литература, рекомендуемая для работы по Программе.
В каждой возрастной группе выделены
приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности:
- общения (младенчество);
- предметной деятельности (ранний возраст);
- игре во всех ее видах (дошкольный возраст).
Эта комплексная программа, которая реализует экологическое направление развития ребенка.
Задачи экологического образования выделены
в разделе «Познание
окружающего мира». Во второй группе раннего возраста и в первой младшей группе
представления о природе включены в содержание знаний об окружающем мире
(«Знакомство с окружающим миром»).
Структурно-содержательная характеристика
Представления детей дошкольного возраста о
природе распределяются по возрастным группам по концентрическому принципу.
У детей первой
младшей группы формируются знания:
— о домашних животных (кошка, собака, корова,
лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь и т.д.), их детенышах (котенок,
щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок и т.д.);
— обитателях леса (лиса, заяц, медведь, волк,
белка и т.д.), птицах (воробей, ворона, голубь и т.д.);
— неживой природе: воде в быту (льется, теплая —
холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают и т.д.), воде в
природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);
— явлениях природы: времена года (зима, лето,
весна, осень) и их особенностях (зимой холодно, снег; летом — жарко, светит
солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью —
ветер, холодный дождь, падают желтые листья);
— погодных явлениях и отношении к ним людей
(дождь — сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя; летом при жарком
солнце надевают панаму; зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, рейтузы,
теплые сапоги, меховые шапки и т.п.).
— классифицировать объекты природы, обобщать
предметы по определенным признакам (деревья, фрукты, овощи, животные и т.п.);
— проводит вместе с детьми простые эксперименты
с водой, воздухом, песком, глиной, камнями, знакомит с их свойствами,
вариантами использования их человеком;
— формирует представления о самых простых
природных взаимосвязях, помогает устанавливать элементарные
причинно-следственные зависимости в природе;
— формулирует вместе с ними некоторые правила
поведения в природной и созданной человеком среде (что можно и чего нельзя
делать на отдыхе, почему нужно выключать за собой свет, не разбрасывать мусор,
а убирать его и т.п.).
Предметно-развивающая среда
В программе большое значение придается
организации предметно-развивающей среды дошкольного учреждения, обеспечивающей
расширение жизненного пространства ребенка, свободу его проявлений, эмоциональный
комфорт. Главный принцип — все, что находится в помещениях детского сада,
должно быть необходимо именно детям, развивать у них не только эстетику, но и
мыслительную деятельность.
По мнению Н.А. Рыжовой, в групповых комнатах
должны быть созданы три вида уголков:
экспериментальный (природный материал: шишки, камни, семена, песок и
т.п.), где дети могут экспериментировать самостоятельно;
природный (аквариум, попугайчики, литература о животных и т.п.);
выставочный (лепка, рисунки, поделки из соленого теста и
природного материала и т.п.), где демонстрируются все детские работы,
выполненные по той или иной тематике, семейные фотографии по определенной теме,
например, «Наши домашние питомцы».
Желательно,
чтобы в детском саду были лаборатория, комнаты:
экологическая, конструирования, релаксации, фольклорная или фольклорный
мини-музей, для просмотра видеозаписей с удобной мебелью и необходимым набором
видеокассет (не только для детей, но и взрослых), игровая (должна учитывать
возрастные особенности развития дошкольников), библиотека (не только для
сотрудников, но и для воспитанников и их родителей), психологический кабинет,
изостудия (занятия рисованием, лепкой, аппликацией, дизайнерские работы).
Учебно-методическое
обеспечение
Основной акцент сделан на педагогических задачах
развития ребенка в каждой группе ДОУ. Все методические пособия к программе
«Истоки» могут использоваться в работе по Примерной программе. В настоящее
время авторским коллективом Программы готовятся практические материалы по
планированию и проведению разных форм занятий с детьми, а также по процедуре
оценки качества педагогической работы.