Консультации. Возрастные особенности дошкольников 3 лет
Возрастные особенности дошкольников 3 лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.
Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого.
У него формируется образ Я. Главной особенностью данного возраста является кризис трех лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис 3 лет может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Кризис 3 лет
Кризис 3 лет – граница между ранним и
дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это
разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от
взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка – новая
позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от
близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком
не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно
ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся
в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1.
Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие,
которое он
отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что
– то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек.
Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с
другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть
прямо противоположное тому, что ему сказали.
2.
Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то
не потому, что
ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет
все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся
обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так
уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось
Допустим, ребенка зовут домой и он
отказывается уходить с улицы.
Заявив, что он
будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы
его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым
видом.
3. В переходный
период может появиться строптивость. Она
направлена не
против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве
системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится
настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.«Да
ну!» - самая распространенная реакция в таких случаях
4.
Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет
все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время
кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со
взрослыми
5. У
некоторых детей конфликты с родителями становятся
регулярными, они
как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях
говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться
деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми,
диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.
д.. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность:
та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки
зрения «юного деспота»
6.
Интересная характеристика кризиса 3 лет – обесценивание. Что
обесценивается в
глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого. 3 – летний
ребенок может начать ругаться
(обесцениваются
старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку,
предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
Как не надо вести себя родителям во время
кризиса ребенка трех лет
ü Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности
ü Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
ü Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
ü Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
ü Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» В возрасте 4 лет, стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3 - 4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3 - 4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3 - 4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К
четырем годам рост ребенка достигает 100-
Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.