Свобода или вседозволенность?
Кто из родителей не мечтает о том, чтобы наши дети росли более успешными, востребованными, счастливыми, чем мы? Чтобы дочь или сын реализовали все то, что не удалось нам?
К сожалению, существуют псевдонаучные теории о том, что счастливое детство — это дать ребенку как все те материальные вещи, так и те права и свободы, которых мы были лишены в советском детстве. Или часто ссылаются на японскую систему воспитания, когда до 6 лет для ребенка нет никаких правил и запретов. Но почему-то мало кто знает о том, что по системе японцев детей балуют до шести лет, а после они попадают в жесточайшие правила — их дрессируют как будущих послушных сотрудников корпорации. У японцев принято работать всю жизнь на одном и том же месте до пенсии, а вопрос о смене работы даже не будет стоять. Хотим ли мы, чтобы ребенок вырос послушной марионеткой без малейшего права выбора? Конечно, нет. В Японии потакание ребенку до шести лет превращается в жесткую систему его дрессуры после шести. Это явно не наш менталитет и не наш случай.
И все же некоторым родителям кажется, что, принуждая ребенка к чему-либо, они ломают его как личность. Но ребенок — не хрупкая ваза, которая разбивается от малейшего прикосновения. А уж если он твердо стоит на своем — детском — месте, то и легко приспосабливается к правилам и ограничениям.
Можно ли трехлетке играть со спичками? Нет. А если он очень хочет, рыдает и закатывает истерику, катается по полу и в эмоциональном порыве бьет родителей? Тоже нет — и точка!
Детям нужны здоровые запреты, которые делают их мир надежным и стабильным. Только в рамках, выстроенных родителями, они познают, как регулировать отношения, мирно общаться и при этом быть личностью. Кроме того, таким образом дети учатся сдерживать свои порывы и контролировать эмоции.
По мере взросления эти границы расширяются, и ребенку позволяется больше. А его свобода состоит не том, чтобы обходить правила, а в том, чтобы лавировать среди них — это делает его гибким и жизнестойким.
Но если у ребенка нет правил и ему все разрешено, то это уже не свобода — это вседозволенность. Когда все капризы исполняются моментально и ребенок не знаком с ситуацией отказа, то во взрослом мире любое «нет» для него будет сопровождаться разочарованием или даже психологической травмой.
Мы ценим людей за их реальные социальные достижения и влияние, а у того, кто так и остался капризным ребенком, требующим в истерике купить ему игрушку, никаких значимых заслуг не будет. Если родители все делают за ребенка и по первому писку предоставляют ему желаемое, то ребенок не учится ставить цели, планировать пути их достижения и планомерно действовать, реализуя задуманное.
А как правильно – это довольно обширный вопрос и в последующих консультациях я постараюсь осветить его всесторонне.