Вход для воспитателей




Счетчик посещений сайта
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня233
mod_vvisit_counterНа этой неделе233
mod_vvisit_counterЗа этот месяц17378
mod_vvisit_counterЗа все время748097

Сегодня: 29-04- 2024

Развиваем межполушарное взаимодействие

     Что может сделать родитель, чтобы его дети выросли умными и сообразительными? Помочь им развить межполушарное взаимодействие.

      Что же такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга в единую целостно работающую систему.

AlOmgvnnS54tmlLgmDn8t0bc2doIKWTMmtZQYZ8brEbLuq4XuA5m6HcveC mLxNIkEVCBpCp8htKnIa0ZcRjExK4

 

     За что отвечает правое полушарие:

- обработка невербальной информации (передача информации без языковых средств) эмоциональность;

- музыкальные и художественные способности;

- ориентация в пространстве;

- способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)

- обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

- воображение;

- отвечает за левую половину тела.

     За что отвечает левое полушарие:

- логика, память;

- абстрактное, аналитическое мышление;

- обработка и анализ вербальной информации (словесного общения)

- отвечает за правую половину тела.

     Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

     Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

     Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

  Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

• нарушения речи;

• неловкость движений;

• агрессия;

• плохая память;

• отсутствие познавательной мотивации;

• инфантильность.

     На сегодняшний день среди детей дошкольного возраста все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, с задержкой речевого развития, с гиперактивностью и дефицитом внимания. Также чаще у детей стала наблюдаться вялость мышц, нет желания и сил прыгать, бегать, такие дети неловко прыгают на одной ноге, не могут поймать и бросить мяч, плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация? Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие детей. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

    Дошкольное детство расширяет круг возможностей для активности детей. Многообразие игр и игрушек поражает воображение. Но все ли они одинаково полезны для ребенка? Вовсе нет. Формированию межполушарных связей способствуют такие традиционные развлечения, как лыжи, коньки, ролики, езда на велосипеде и любые спортивные игры и упражнения.

  Почему? При выполнении соответствующих действий ребенку необходимо одновременно координировать движения обеих рук и ног, и это естественным образом развивает межполушарное взаимодействие.

    А что же столь популярный и любимый всеми самокат? Катаясь на самокате, дети активно задействуют только одну сторону тела, вернее только одну ногу. В этом случае от них в минимальной степени требуется скоординированная работа обоих полушарий мозга.

    Творческие виды деятельности также по-разному сказываются на развитии межполушарных связей. Наиболее значимую роль в этом процессе играют аппликация и лепка, поскольку ребенку для выполнения различных действий необходимо не просто активно задействовать обе руки, но и активно использовать потенциал всего мозга для придумывания целостного образа работы и её деталей. Рисование, несмотря на то, что в большей степени задействована одна рука, также требует скоординированной работы мозга, т.к. продумывание нового образа и продумывание деталей рисунка требуют работы обоих полушарий. Меньшую пользу в этом плане приносит раскрашивание и срисовывание.

 

    Во что играть, чтобы развивать межполушарное взаимодействие? На самом деле, важна не сама игра,  сколько ее формат. Важно, чтобы ребенок не просто выполнял игровые действия, но одновременно с ними озвучивал слова игрового персонажа,  взаимодействовал с другими участниками игры, проявлял активность и фантазию в развитии игрового сюжета. Такая самостоятельность в игре будет возможна лишь тогда, когда на первых этапах родители смогут показать ребенку образцы игрового поведения. А в дальнейшем будут активно поддерживать его стремление играть и придумывать что-то новое.

 

    Есть один метод, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность. Это нейрогимнастика. Нейрогимнастика - это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры.

 

    Комплекс упражнений направленных на развитие межполушарного взаимодействия.

 

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже если со сформированностью межполушарных связей всё в порядке.

 

    Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.

 

Упражнение «Жаба»

 

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

 

Упражнение «Кольцо»

 

По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного). (

 

Упражнение «Ухо – нос»

 

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

 

Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

 

Упражнение «Зеркальное отражение»

 

Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге.

 

Упражнение «Фонарики»

 

Пальцы правой руки выпрямлены, раскинуты в разные стороны и напряжены. Левая рука стиснута в кулак. По очереди изменяются положения рук: стискиваются пальцы на правой, выпрямляются на левой руке, и наоборот.

 

Упражнение «Флажок – рыбка – лодочка»

 

Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга:

 

Флажок – ладонь ребром, большой палец вытянут вверх.

 

Рыбка – пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой.

 

Лодочка – обе ладони поставлены ребром и соединены ковшиком. Большие пальцы прижаты к ладони.

 

Упражнение «Рисование горизонтальных восьмерок»

 

Ребенок рисует горизонтальные восьмерки в воздухе вначале одной, потом другой рукой. Потом рисовать восьмерки на бумаге.

 

Этот комплекс упражнений следует выполнять ежедневно в течение 6-8 недель по 15-20 минут в день.    Каждое упражнение для развития взаимодействия между полушариями необходимо повторять 6-8 раз. Для того чтобы ребенок усвоил положение рук, упражнения следует выполнять вначале правой, затем левой рукой, и только потом двумя руками.

 

  В результате регулярного выполнения такой гимнастики повышается стрессоустойчивость, улучшаются память и внимание, облегчается процесс чтения и письма, что немаловажно для подготовки ребёнка к школе.

 

   Так же для детей старшего дошкольного возраста, существуют рабочие тетради для развития межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. Выполняя задания правой, затем левой рукой и двумя руками одновременно, ребенок включает в работу оба полушария головного мозга, что позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия, улучшить синхронизацию работы правого и левого полушарий, а так же подготовить руку к письму.

CFunQwowmj8