Родительский ресурс, как он влияет на ребенка, и как его восполнять.
С появлением детей в жизни пары начинается новый интересный этап жизни. Он приносит с собой не только новые ощущения и интересы, но и новые обязанности, количество которых может быть порой неожиданным. В связи с этим родители рано или поздно задаются вопросом: «Можно ли устать от того, кого любишь?»
Если попытаться дать определение, что такое родительский ресурс, то можно описать его так: это физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает качественное воспитание детей и способствует их эффективному развитию.
Разные исследователи на протяжении лет пытаются классифицировать родительские ресурсы. Условно их можно разделить на внешние и внутренние, социальные и психологические, материальные и нематериальные. И все эти ресурсы имеют свойство снижаться — как у матерей, так и у отцов.
Выделяют три причины «потери» родительских ресурсов:
1) «трудное» поведение ребенка (капризы, непослушание, плохая успеваемость в школе, несоблюдение правил, нежелание помочь, когда об этом просят). Когда мы сталкиваемся с таким поведением, возникает вполне естественное желание как-то разрешить ситуацию. Но, увы, мы не всегда знаем, как это сделать, и терпим поражение, следствием которого становится агрессия. В лучшем случае она проявляется в повышении голоса, крике. Порой взрослые ведут себя не совсем по-взрослому и обижаются на ребенка за то, что не смогли с ним договориться.
2) внутрисемейные отношения. Это прежде всего касается партнерских отношений, а также разногласий с другими ближайшими родственниками. Когда в семье появляется ребенок, внимание, которое два человека делили только между собой, теперь приходится делить на троих. И в семьях с маленькими детьми супруги часто жалуются на то, что им не хватает времени друг на друга. Все это тоже приводит к снижению ресурса.
3) внешние стрессоры – не имеют никакого отношения к ребенку или к семье (пример: сложности на работе, финансовые трудности, и др.)
Зачем восполнять ресурсы или последствия снижения ресурсного состояния.
Потеря ресурсов ведет за собой чаще всего два главных следствия: агрессию и апатию. Они могут возникать одновременно или сменять друг друга. Оба эти состояния не дают нам возможности помогать ребенку — а помощь ему нужна. Агрессия может выражаться как вербально (повышение голоса, крик), так и физически — увы, рукоприкладство тоже иногда встречается.
Взрослые кричат на детей, когда не могут справиться со своими эмоциями и перекладывают их на ребенка. С физическим насилием схожая история. Свой крик родители обычно оправдывают следующими словами: «Он меня не слышит, и я пытаюсь донести свою мысль, повышая голос».
Вместо крика можно попробовать использовать противоположный эффект — понижение голоса. На шепот ребенок порой реагирует активнее, чем на повышение голоса. Если ребенка «воспитывать» при помощи крика, то в дальнейшем у него могут возникнуть трудности в детско-родительском общении. Вспомните, как вы сами реагировали в детстве на крик родителей? Согласитесь, после такого не возникает желания продолжать диалог.
Другое следствие крика на ребенка — его сложные отношения с ровесниками и низкая самооценка. Ребенок думает: «Если на меня часто кричат, значит, я делаю что-то неправильно. Поэтому лучше я не буду ничего делать». В результате он становится пассивным и неуверенным в себе.
Третье следствие родительского крика на ребенка — проявления агрессии в социуме: в школе будет громко кричать, чего-то требовать, конфликтовать с одноклассниками — словом, применять ту модель поведения, которую видел дома.
Самое печальное в таком подходе то, что когда родитель в силу отсутствия ресурсов закричал на ребенка или проявил физическую агрессию, он испытывает чувство вины и в результате теряет ресурс еще больше.
Что делать, чтобы сохранить или восполнить ресурс
Лучший способ не допустить снижения ресурсов – успеть вовремя их восполнить. Иными словами, действовать на опережение.
Давайте рассмотрим несколько способов, как это сделать.
Создать информационное поле для повышения компетентности. Чем больше мы владеем информацией о ситуации, тем меньше тревога. В этом плане большую роль может сыграть подход, известный как осознанное родительство. Иными словами, собираем инрформацию о способах РЕШЕНИЯ проблемы, которая вызывает тревожности или обратитесь к специалистам, например, к профессиональным психологам.
Комфортные условия (режим дня, питание). Чтобы сохранить себя в ресурсном состоянии, взрослым нужно удовлетворять свои элементарные, базовые потребности. Полноценное питание, физическая активность и достаточный сон — основные рекомендации по поддержанию себя в тонусе. Здоровый образ жизни – залог физического и психического здоровья, а значит и ресурсности.
Формирование поддерживающей среды. Нам всем необходимы люди, которые могут помочь, к кому можно обратиться. Попробуйте взять лист бумаги и написать список людей, с которыми можно пообщаться или получить от них помощь. Главное, что это даст, — понимание: «Я не один (не одна)». Если нет поддерживающей среды, сохранять ресурсы действительно становится сложно. Еще один вариант действий – ограничить времяпровождение с теми людьми, после общения с которыми вы чувствуете опустошение, злость и другие неприятные переживания и ощущения.
Социально безопасное выражение раздражения и негативных эмоций. Часто у нас нет возможности выразить свои чувства безопасным для ребенка и для себя способом, однако у всех есть те или иные рецепты для таких ситуаций. Вспомните, как мы себя ведем после какого-то эмоционального события — например, ссоры. Кто-то выходит на открытое пространство и кричит; кто-то начинает заниматься физической работой. Другие родители говорят о том, что после ссоры им необходимо вымыть всю посуду или принять контрастный душ, чтобы успокоиться. Действительно, относительно безопасных способов помочь себе и «снять эмоции» существует множество.
Распределение ответственности. Часто мы, взрослые, берем на себя слишком много ответственности, забывая о том, что у ребенка два родителя. Рано или поздно возникает ощущение: «Я не справляюсь». Поэтому ответственность нужно распределять, делить ее с другими близкими людьми. Даже если вы воспитываете ребенка в одиночку, вполне возможно, что есть дедушки, бабушки или друзья, которые могут его «подхватить».
Уделяйте время тому, что наполняет вас ресурсом. Включите в ежедневную рутину правило «3 удовольствия в день». Для этого составьте список действий, которые приносят вам удовольствие (не менее чем из 50 пунктов). Затем каждый день из этого списка выберите 3 пункта и выделите время в течение дня на эти действия.
Выделите себе «свободное от детей время», то есть это должен быть отдых, когда вы находитесь не в роли родителя, а, предположим, в роли подруги, жены/мужа, студента или занимаетесь любимым делом/хобби. Это необходимо, чтобы переключить свое внимание с семьи на что-то другое, «перезагрузить» мозг, почувствовать и осознать другие грани своей личности. Целостная и гармонично развитая личность горазда легче справляется со всеми трудностями.
В заключении хотим отметить, что родительство — это, несомненно, большая радость, но еще это и огромный труд, который требует ежедневной самоотдачи, затрат физических и эмоциональных сил. И эти затраты нужно регулярно восполнять. Поэтому старайтесь чаще, хотя бы ненадолго, отвлекаться от забот и практиковать то, что вас вдохновляет и наполняет силами. И помните, отдохнувший и ресурсный родитель - лучше, чем идеальный, но измотанный.