Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ребенком, тем успешнее и быстрее он развивается. Можно говорить о том, что, создавая развивающую среду для малыша, мы даем ему шанс реализовать потенциал, данный ему от рождения! Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Тем не менее, далеко не все знают, что же подразумевает под собой раннее развитие и путают его с ранним обучением (в этом случае взрослые стремятся уже в раннем возрасте познакомить малыша с буквами и цифрами, научить читать и считать, начать изучение иностранного языка и т.п.). Раннее развитие- это организация систематических занятий с малышом 1–3 лет по разным направлениям, при этом содержание материала и сама структура занятия соответствуют психологическим особенностям раннего возраста. Однако, не все знают, как организовать занятия с малышами, поэтому откладывают их до достижения ребенком дошкольного возраста (от трех лет)… Ведь если предложить ребенку не соответствующее возрастным возможностям задание, у него нет шанса справиться с ним, в результате малыш теряет интерес к продолжению деятельности, а взрослые делают вывод, что ребенку такие занятия не нравятся или он еще не готов к ним. Но при адекватном подборе заданий появляются большие возможности для развития ребенка. Существуют современные прогрессивные методики, которые позволяют организовать занятия с малышами самым эффективным образом! Специально разработанные для малышей методики помогают обучать маленьких детей быстро и эффективно — в этом случае новые знания и навыки осваиваются ребенком и без специального натаскивания.
Главная задача взрослого - заинтересовать малыша. Одним из важнейших направлений развития ребенка раннего возраста является развитие его восприятия, или сенсорное развитие. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В раннем возрасте предметный мир вызывает у малыша наибольший интерес.
Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия. Восприятие - это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. В предисловии мы уже упоминали о том, что именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. На основе восприятия при помощи речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и складываются в обширную и стройную систему представлений о мире вокруг. Запоминание, мышление, воображение также строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств - это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств - это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов, накопления представлений об окружающем мире.